Документы
⇩ Федеральный закон РФ от 29.12.2010г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (смотреть)
§
С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», согласно которому содержание и художественное оформление информации, предназначенной для обучения детей в образовательных учреждениях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информации для детей данного возраста.
Информационная безопасность в целом и особенно детей – одна из центральных задач, которую необходимо решить для России.
Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.
- Конфиденциальность: обеспечение доступа к информации только авторизованным пользователям.
- Целостность: обеспечение достоверности и полноты информации и методов ее обработки.
- Доступность: обеспечение доступа к информации и связанным с ней активам авторизованных пользователей по мере необходимости.
Согласно Российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
Информационное пространство мы разделили на три составляющие:
- Пространство сети интернет – так называемое виртуальное пространство, позволяющее не только искать нужную информацию, но и имеется возможность пообщаться и поиграть;
- Средства массовой информации – передачи, мультфильмы, фильмы, которые смотрят наши дети по телевизору, а также слушают музыку, аудиосказки и т.п.;
- Книжная продукция – газеты, журналы, книги и т.п., которые мы покупаем детям.
Безопасный интернет
Электронные ресурсы по теме «Безопасный Интернет»
- ⇨ http://www.saferunet.ru/ – Центр Безопасного Интернета в России. Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете. Интернет-угрозы и эффективное противодействием им в отношении пользователей.
- ⇨ http://www.fid.su/ – Фонд развития Интернет. Информация о проектах, конкурсах, конференциях и др. по компьютерной безопасности и безопасности Интернета.
- ⇨ Nachalka.com предназначен для учителей, родителей, детей, имеющих отношение к начальной школе. Статья «Безопасность детей в Интернете». Советы учителям и родителям. http://www.nachalka.com/bezopasnost
- ⇨ Личная безопасность. Основы безопасности жизни. Рекомендации взрослым: как сделать посещение Интернета для детей полностью безопасным. http://www.obzh.info/novosti/novoe/bezopasnost-detei-v-internete.html
- ⇨ http://www.ifap.ru/library/book099.pdf – «Безопасность детей в Интернете», компания Microsoft. Информация для родителей: памятки, советы, рекомендации.
- ⇨ OS.zone.net – Компьютерный информационный портал. Статья для родителей «Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет». Рекомендации по программе «Родительский контроль». http://www.oszone.net/6213/
- ⇨ https://rgdb.ru/home/news/4917-videolektsiya-opasnosti-interneta-kak-zashchitit-rebjonka – Российская государственная детская библиотека. Видеолекция «Опасности интернета: Как защитить ребёнка».
Пространство сети интернет: «безопасный интернет»
Использование Интернета является безопасным, если выполняются три основных правила:
1. Защитите свой компьютер
- Регулярно обновляйте операционную систему.
- Используйте антивирусную программу.
- Применяйте брандмауэр.
- Создавайте резервные копии важных файлов.
- Будьте осторожны при загрузке новых файлов.
2. Защитите себя в Интернете
- С осторожностью разглашайте личную информацию.
- Помните, что в Интернете не вся информация надежна и не все пользователи откровенны.
3. Соблюдайте правила
- Закону необходимо подчиняться даже в Интернете.
- При работе в Интернете не забывайте заботиться об остальных так же, как о себе.
Рекомендации экспертов родителям
Данные рекомендации – практическая информация для родителей, которая поможет предупредить угрозы и сделать работу детей в Интернете полезной.
Правило 1. Внимательно относитесь к действиям ваших детей в «мировой паутине»:
- Не отправляйте детей в «свободное плавание» по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка с Интернет, особенно на этапе освоения.
- Беседуйте с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернет, чтобы вовремя предупредить угрозу.
Правило 2. Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе Сеть:
- Объясните ребенку, что в Интернете как в жизни встречаются и «хорошие», и «плохие» люди. Объясните, что если ребенок столкнулся с негативом или насилием от другого пользователя Интернет, ему нужно сообщить об этом близким людям.
- Научите ребенка искать нужную ему информацию и проверять ее, в том числе с вашей помощью.
- Научите ребенка внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг Интернет, особенно путем отправки sms – во избежание потери денег.
- Сформируйте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ваш ребенок, и посоветуйте их использовать.
Правило 3. Выберите удобную форму контроля пребывания вашего ребенка в Сети:
- Установите на ваш компьютер необходимое программное обеспечение – решение родительского контроля и антивирус.
- Если ваш ребенок – учащийся младших классов и остается часто дома один, ограничьте время пребывания вашего ребенка в Интернете.
- Если компьютер используется всеми членами семьи, установите его в месте, доступном для всех членов семьи, а не в комнате ребенка.
- Создавайте разные учетные записи на вашем компьютере для взрослых и детей. Это поможет не только обезопасить ребенка, но и сохранить ваши личные данные.
- Регулярно отслеживайте ресурсы, которые посещает ваш ребенок. Простые настройки компьютера позволят вам быть в курсе того, какую информацию просматривал Ваш ребенок.
Правило 4. Регулярно повышайте уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей:
- Используйте удобные возможности повышения уровня компьютерной и Интернет грамотности, например, посещение курсов, чтение специальной литературы, консультации с экспертами.
Вслед за детьми в Интернет
Российская Лига безопасного Интернета инициирует создание в России интернет-канала для родителей – аналога европейского проекта parentchannel.tv. Новый канал сумеет расширить представление родителей о развивающих и познавательных интернет-ресурсах, а особое внимание будет уделено теме безопасности детей в Интернете.
«Мы будем затрагивать темы, волнующие любого ответственного родителя: детское воспитание, детская психология, развитие, обучение», – пояснил исполнительный директор Лиги безопасного Интернета Денис Давыдов.
Интернет – одно из самых притягательных занятий для детей. «Это и хорошо, и плохо, поскольку здесь множество самой разнообразной информации – как развивающей и полезной, так и негативной и безнравственной, – считает доктор экономических наук, профессор М. Лукашенко. – Опять же, Интернет предполагает работу с компьютером, бесконтрольное увлечение которым, как известно, не способствует сохранению здоровья. И если интернет-ресурс будет привлекать внимание родителей к данной проблеме и содержать экспертные мнения, касающиеся разностороннего и многогранного развития ребенка, в том числе предостерегать от чрезмерного погружения ребенка в интернет-среду, это будет разумно и правильно».
По мнению ученого, необходимо обсуждать в семье, что разумно, хорошо и правильно, а что совсем наоборот, формировать семейные ценности, культуру интернет-коммуникаций, восприятие Интернета как блестящей возможности получения новых знаний и обретения новых интересных друзей.
Интернет-канал позволит донести до родителей массу полезной информации. Это и анонсы мероприятий для всей семьи и рассказ о новых образовательных технологиях, книгах и фильмах, которые полезны в воспитании и развитии ребенка.
По информации pedsovet.org
Средства массовой информации
Многие родители задают себе одни и те же вопросы – насколько вреден телевизор для ребенка, с какого возраста можно разрешить малышу смотреть мультики и различные детские передачи, сколько времени ребенок может проводить у телевизора.
- Это нужно для того, чтобы взрослый проконтролировал то, что смотрит ребенок, чтобы это был мультфильм, детская передача, детский фильм или программа о животных. Именно передачи о животных, кстати, наиболее полезны для детей.
- Пока малыш маленький, он далеко не все понимает, что же происходит на экране, хотя с большим интересом смотрит. Необходимо постоянно разговаривать с ребенком, стараться установить с ним диалог вокруг происходящего на экране. В результате обсуждения увиденного ребенок более раскрепощается, его речь развивается, словарный запас увеличивается. В этом, безусловно, есть плюсы просмотра телевизионных передач.
- Возможно, наоборот, он стал замкнутым, раздражительным, нервным. В любом случае, даже если все нормально, нельзя разрешать ребенку неограниченно смотреть телевизор. А тем более самому выбирать, что смотреть, поскольку он может заинтересоваться вредной для него передачей. Если малыш не понял какую-то сцену, то необходимо дать ему разъяснение.
Книгоиздательская продукция
Критерии безопасности детской книги
- Санитарно-гигиеническая безопасность. Касается размеров шрифта для каждого читательского возраста, ширины межстрочных интервалов, цвета бумаги, цвета шрифта, качества бумаги и качества типографской краски, качества клея.
- Морально-этическая безопасность. Книги – и это касается как детских, так и взрослых изданий – должны как минимум соответствовать действующему законодательству. Это значит, что в них не может быть призывов к экстремизму и терроризму, разжигания социальной, межнациональной и межрелигиозной розни.
- Педагогическая безопасность. То, что написано в детской книге, запоминается на всю жизнь. Любой факт, почерпнутый в детской литературе, кажется читателю непреложной истиной и влияет на формирование его картины мироздания. Так что в детской и в подростковой книге не должно быть, по крайней мере, вранья в фактах, даже в тех, что кажутся самыми незначительными.
- Художественная безопасность. Речь идет о том, что и текст, и картинки в книге должны соответствовать хорошему вкусу.
Мы видим, что существуют четыре критерия безопасности детской книги, причем три из них совершенно безусловные, потому что опираются на факты, нормативы и законы, а один – очень даже условный и субъективный.